Исследовательская
работа
Существует ли Лукоморье
и где оно находится?
Оглавление
Введение………………………………………………………..……….4
Основная
часть……………………………………………….…………6
1.
Этимология
слова «Лукоморье»
2.
Географическое местонахождение пушкинского Лукоморья
3.
Употребление слова «Лукоморье» в мифологии, географии, культуре
Заключение…………………………………………………………….19
Список
литературы…………………………………...……………….20
Приложение……………………………………………………………21
Цель работы – поиск ответа на непростой вопрос: «Существует
ли пушкинское Лукоморье и где оно
находится?».
Задачи работы:
1. Определить
этимологию слова «Лукоморье».
2. Выявить
существует ли на самом деле Лукоморье.
3. Если
существует, то определить, где же географически оно находится.
4. Проанализировать употребление данного слова в мифологии,
географии, культуре и литературе.
Метод работы – аналитический.
Приемы работы: анализ научной литературы для сбора теоретического
материала по теме исследовательской работы.
Объект исследования: этимология
и географическое местоположение пушкинского Лукоморья.
Введение
Всем знакомо пушкинское вступление к
поэме «Руслан и Людмила» (Приложение 1), но кто из нас задумывался над тем, где
же находится данное таинственное и
загадочное Лукоморье? Мотивацией для начала нашей исследовательской
деятельности послужил тот факт, что многие из людей разных возрастов не смогли
ответить на вопрос: «Что такое Лукоморье?» Полученные нами ответы были
следующие: «Это детская сказка», «Это что-то
у Пушкина», «Очень древняя исчезнувшая морская держава».
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что большее
количество читателей после прочтения
пролога к поэме «Руслан и Людмила»,
Александра Сергеевича Пушкина задумывались над вопросом, существует ли это
таинственное Лукоморье и где оно находится?
Или все же это плод фантазии великого русского поэта?
Целью нашей исследовательской работы является поиск ответа на непростой вопрос:
«Существует ли Лукоморье и где оно
находится?». В ходе поиска ответа на
данный вопрос мы проработали фольклорные и другие литературные источники, где
упоминается Лукоморье, провели небольшой социологический опрос, обращались к
общедоступной многоязычной универсальной интернет-энциклопедии со свободным
контентом -- википедии. Были исследованы работы историков по данному вопросу, а
также подбирались дополнительные вспомогательные материалы из источников по
географии и археологии, культуре и мифологии.
Задачи, которые мы ставим перед собой, работая над данной работой:
ü узнать этимологию слова «Лукоморье»;
ü выявить существует ли на самом деле
Лукоморье;
ü если существует, то определить, где
же оно находится;
ü выявить употребление данного слова в
мифологии, географии, культуре.
Результатом данной исследовательской
работы, на
наш взгляд, будет познавательный
интеллектуальный продукт, который будет интересен для читателей разных возрастов.
Основная часть
1. Этимология слова «Лукоморье»
Попробуем разобраться в этимологии слова
«лукоморье».
Лукоморье - неизвестная страна, незначительная
на современных картах. Можно ли считать, что Лукоморье - плод воображения
Пушкина? Конечно, в этом есть доля правды. Что если эта загадочная земля
действительно существовала давно? В
конце концов, было время, когда Троя, обнаруженная Г. Шлиманом, также считалась
вымышленной; никто не верил в его реальное существование. Чтобы понять эту
дилемму, необходимо понять этимологию слова.
В толковом словаре В.И. Даля: «Лукоморье – морской берег,
морская лука». Слово «лукоморье»
происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега» [4
] Для сравнения: «лук»
(для стрельбы), излучина
(реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла).
Слово происходит от ст.-слав. лѫкъ (ср. польск. łęk «дуга, арка, лука», лит.
lañkas «дуга, обруч», lankùs «гибкий», латышск. lùoks «изгиб, дуга»).
Обратимся к современной интернет-энциклопедии -
Wikipedia: Лукоморье, морской лук - бухта, бухта, изгиб морского берега. Были
также реки Лукоморье, например, Обь.
Согласно славянской мифологии, Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо - ось мира, по которой вы можете попасть в другие миры, так как его вершина лежит на небесах, а корни достигают преисподняя. На мировом древе сходят и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в текстах древних заговоров и молитв.(Приложение2)
Иногда древнее северное царство называли Лукоморьем, где люди впадают в спячку, чтобы проснуться до возвращения весеннего Солнца - такая интерпретация была зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А.Н.Афанасьева и А. А. Коринфского.
Б. А. Успенский и В. Я. Пропп связывают Лукоморье с представлением об Островах Блаженных, описанных Ефросином в "Слове о рахманех и о предивном их житии".
Согласно славянской мифологии, Лукоморье - заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо - ось мира, по которой вы можете попасть в другие миры, так как его вершина лежит на небесах, а корни достигают преисподняя. На мировом древе сходят и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в текстах древних заговоров и молитв.(Приложение2)
Иногда древнее северное царство называли Лукоморьем, где люди впадают в спячку, чтобы проснуться до возвращения весеннего Солнца - такая интерпретация была зафиксирована в исследованиях Н. М. Карамзина, А.Н.Афанасьева и А. А. Коринфского.
Б. А. Успенский и В. Я. Пропп связывают Лукоморье с представлением об Островах Блаженных, описанных Ефросином в "Слове о рахманех и о предивном их житии".
2. Географическое местонахождение пушкинского Лукоморья
Из предыдущего решения
поставленной задачи следует, что поиск нашей «Атлантиды» будет иметь ориентиром
близость к морю. А что же еще известно о Лукоморье? Где находится эта
легендарная страна?
Существует 4 гипотезы о географическом положении
Лукоморья:
ü гипотеза 1. Лукоморье находится в
средней полосе России;
ü гипотеза 2. Лукоморье - половецкая
держава;
ü гипотеза 3. Лукоморье следует искать
у Черного моря – это прародина руссов;
ü гипотеза 4 . Лукоморье (она же
Гиперборея) – северная прародина славян.
Давайте рассмотрим и проанализируем
каждую из гипотез.
Гипотеза
1. Лукоморье находится в средней полосе России
С.С. Гейченко в книге «У Лукоморья»
считал «лукоморьем» местность между реками Соротью и Великой, где «берега
Великой расходятся, и русло превращается в покатую луговину...», таким
образом «лукоморье» оказалось вблизи с. Михайловского на Псковщине. Мы
усомнились в данной точке зрения: слишком
недалеко нашли Лукоморье.
Собранные исследователем В.И. Чернышевым сказки и легенды в пушкинских местах,
не имеют упоминания о легендарном Лукоморье, использованном в произведении А.С.
Пушкиным в прологе. Только в сказке «Иван-царевич и Иван-служанкин» есть
отзвуки легенд о Великом луге и Хортицком дубе в Запорожье: «Долго ль мало в
дороге ехали. Приехали в такие степя́, что ни в сказке сказать, только как
сказать, потом написать. Зеленые луги́ и кракалястый дуб». Данный фрагмент
подтверждает, что оснований считать Псковщину или какой-либо другой район
средней полосы России сказочным Лукоморьем нет и, что в данной сказке
повествование идет о дубе, находящемся в далекой южной степи, находящейся
рядом с Зеленым лугом, легенды о котором
широко известны на Запорожской земле. Разрабатывая данную исследовательскую
работу, мы отыскали еще одно мнение по поводу местонахождения Лукоморья.
Итак,
гипотеза 2. Лукоморье - половецкая держава
Сразу возникает вопрос: что стало
поэту источником для названия местности «лукоморьем» в прологе к «Руслану и
Людмиле»? Как нам известно, еще в лицейские годы Пушкина А. И. Мусин-Пушкин
издал «Слово о полку Игореве», ставшее для русского поэта источником его
творческого вдохновения и некоторых исторических фактов. В «Слове» о
легендарном и таинственном Лукоморье
сказано: «А поганого Кобяка изъ луку моря от
желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ яко вихръ, выторже: и падеся Кобякъ въ
градѣ Киевѣ, в гридницѣ Святъславли». Киевские
князья постоянно вели войну с лукоморскими половцами. Так, в 1193 году великие
князья Святослав и Рюрик предприняли попытку заключить перемирие с
воинственными кочевниками. Князь Рюрик послал к ним своих послов в Лукоморье и
пригласил половцев ханов Толья и Акуша для переговоров в Канев. Как видно,
«Слово о полку Игореве» и русская летописная археология конкретно указывают
имена ханов и местность, где в XI-XII вв. бродили половцы, то есть территория
Северной Азовской области называлась Лукоморье.
Но, по
нашему мнению, Лукоморье, изображенное Пушкиным, намного старше. Его
расположение ориентировано на очень большую глубину в древность. Половецкое
Лукоморье - лишь отголосок сказочной страны, существовавшей много лет назад, в
допотопные времена.
В переводе с тюркского «Утлюк» — «Отлук» — «Лука» означает «выгон, луг».
Отсюда, по-видимому, следует понимать «Лукоморье» как «луг у моря», что
соответствует русскому написанию в литературных источниках XII в. — «в луце
моря», «из луку моря». Таково мнение по
данному поводу исследователя В.Д. Михайлова. В русской исторической повести
Н.А. Полякова «Семен Кирдяпа», которая посвящена борьбе русского народа с
татарской ордой, находим подобную точку зрения: «Александр Македонский ходил из
Индии богатой к полунощному Лукоморью, встретил там народов поганых, которые не
соблюдали ни постов, ни молитвы, ели гадину, и он загнал их за синие горы,
загородил горами, сотворил медные врата и запаял сунклитом».[10] Напомним, что
Н. Поляков являлся современником Александра Сергеевича Пушина. Из этого можно
сделать вывод, что Лукоморье – родной дом половцев - было распространено в тот
временной период, и А.С. Пушкин был знаком с этой версией. В том же словаре
В.И. Даля рядом с толкованием слова «лукоморье» находим примечание о
лукоморских половцах, живших по Азовскому морю. [3]
Таким
образом, версия о половецком Лукоморье существовала давно. И все же Лукоморье,
упомянутое в Семене Кирдяпа, является полной противоположностью мира
христианского и славянского в целом. Это еще одно Лукоморье, которое вовсе не
является прародиной русского народа, и это явно противоположно Пушкину.
Нам нужно Лукоморье, ориентиры которого
точно изложены автором «Руслана и Людмилы». То Пушкинское Лукоморье, которое мы
пытаемся найти, пропитано настоящим русским духом, там «Русью пахнет». Если
через 3-4 века. легендарное Лукоморье уже не упоминается, поэтому искать его
нужно не несколько веков назад, а в глубине тысячелетий.
Гипотеза 3. Лукоморье следует искать у Черного
моря – это прародина руссов
Исследователь В.Д. Михайлов утверждает, что сказочное Лукоморье,
описанное русским классиком, является действительно точной реконструкцией
природных особенностей северо-восточного побережья Черного моря к Дардановскому
потопу, мифологических персонажей и изображений людей, которые когда-то
существовали там. Вот, что исследователь
пишет по данному поводу: «Тут следует сказать о времени, когда
существовало Лукоморье. 12 тысяч лет назад закончился последний ледниковый
период. В Европе началось потепление, обилие влаги переполняло атмосферу и
делало реки особенно полноводными. Здесь еще не было степей, практически все
пространство покрывал лес и, в первую очередь, дубравы с обилием ягод, грибов,
орехов. Наверно, излишне кого-то убеждать, что в лесах водилось много самых
разнообразных птиц и животных. Все это описанное природное богатство создавало
настоящий рай земной для людей. Уж не о нем ли в памяти многих народов осталось
воспоминание как о земле обетованной. На месте нынешнего Азова раскинулась
огромная сеть рукавов и расположенных между ними островов, заливов, лиманов.
Этакая огромная Венеция. Самым большим был остров Буян. После потопа вся эта
местность была затоплена, образовалось огромное болото, которое греки называли
Меотидой. И только к нашему времени илистые отложения улеглись, и на месте
болота образовалось мелкое (до 15 метров глубиной) почти пресное Азовское море.
Лучшего названия, чем Лукоморье (лука у моря) для этого грандиозного
допотопного водного мира трудно было бы придумать».
Неужели Лукоморье – это историческая
прародина русского народа и находилась
она где-то в районе Черного моря? Память
о бескрайнем море, где некогда проживали наши праотцы, сохранилась в привычке
русичей устраивать города в
определенном месте. Таким местом чаще всего был высокий берег у крутого изгиба
реки. Глубокая река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны,
которая не была защищена рекой,
выкапывали ров и заполняли его водой. Получался рукотворный остров, на
котором и строили славяне свои дома.
Вокруг данного поселения насыпали
высокий земляной вал, на котором ставили крепкую ограду из плотно прилегающих
друг к другу заостренных дубовых бревен.
Следующим
исследователем этой загадки был О. Н.
Трубачев, который упоминает, что древние
русские племена называли заливы Азовского моря Лукоморьем и считали его древним
названием этой местности. Но Лукоморье, о котором упоминается в работе А.С.
Пушкина, существовавшего задолго до появления Древней Руси, о чем будет сказано
ниже. Русич также назвал этот район так, потому что он действительно находился
в излучине моря. К легендарной земле Лукоморье, по нашему мнению, это
пространство не имело никакого отношения. Многие, вероятно, склонны к
правдоподобности этой гипотезы, потому что А.С. Пушкин в стихотворении
упоминает Черномора. Откуда он здесь, если его имя указывает на связь с Черным
морем? Но это, скорее всего, поверхностная попытка объяснить его странное имя. А
значит оно совсем иное: «(черный) мор – мрак, смерть. Черномор,
по сути своей, противник всего живого, он тот, кто не только приносит с собой
черную смерть, он ее олицетворяет, является персонажем труднообъяснимым,
пришедшим к нам из такой тьмы веков, что трудно представить».
Мы попытаемся обосновать гипотезу
4 о том что, Лукоморье
(она же Гиперборея) –
северная прародина славян. Еще в XV веке у простых московских
(о чем сообщает Н.М. Карамзин) по географии Лукоморья никаких вопросов не было,
все разумели под ним берега океана на Севере, где полгода царит ночь, а полгода
– день. Ходили поверья, что жители Лукоморья умирают (или засыпают) на время
полярной ночи, а весной воскресают (просыпаются).[4] Может быть, поэтому
издавна почитаемым тотемным зверем на Руси является медведь; зверь,
сохранивший привычку впадать в зимнюю
спячку? Отнюдь не волшебной сказкой, а частью территории Евроазиатского
континента, так и называемой на географических картах –Lucomorye, - являлось
наше Лукоморье для Европы уже со средневековья. Лукоморье было обозначено на
географичеких картах Меркатора, Кантелли, Юндиуса. В своих «записках о
Московии» Сигизмунд Гёрберштейн отмечал, что Лукоморье расположено в горах,
рядом с рекой Обью, излучина которой и образует Лукоморье. Но пушкинское
Лукоморье – это пространство, расположенное у моря-окиана, а не у реки.
Преимущественно это равнинная местность, состоящая из моря и долин, но долина –
это удлиненная впадина вдоль речного русла, среди гор.[3]
Это
означает, что здесь есть горы, но этот район пока нельзя назвать каменистым,
более того, его характерной чертой являются густые заросли леса. Правда, для
Меркатора и других исследователей Гиперборея и Лукоморье были разными землями.
Но, конечно, не следует упускать из виду тот значительный факт, что Лукоморье
многие серьезные люди прошлых лет - Геродот, Порфирий, Гимериус, Нонн, Пиндар,
Плиний, Диадор, Овидий – считали реальными местами.
Следует
отметить, что не только Пушкин интересовался и описывал случай «давно минувших
дней». О чудо-героях, русалках и других сказочных существах писал М.Д. Чулков,
М.И. Попов, В.А. Левшин и другие русские писатели. Они также упомянули
Лукоморье. Северное, а вовсе не южное (индийское, персидское и др.)
пространство воспринималось в их творениях как свое, родное. Герои сказок -
жители Севера; Родиной героев часто были именно северные города. Да и все
стремления героев неизменно связаны с севером. Руслан в поисках Людмилы «смело
продолжает свое путешествие на крайний север».[9]
И Пушкин, и Попов, и Чулков черпали вдохновение в фольклоре, устремления
их героев – это устремления их прообразов из народных сказок и преданий. Скорее
всего, эта устремленность на север является
желанием попасть на свою прародину, затерянную где-то далеко в северных
снегах. Облик любого сказочного богатыря русского предромантизма отражает и
подтверждает «северный» тип. Добрыня
В.Левшина, например, имеет «курчавые светлые власы», а в «Повести древлянского
князя Миловида» облик героя служит для княжны Прелесты известной приметой
«высокого происхождения»: «Примечай, Милоправа, - говорит она, - сию белизну,
сии…светлорусые волосы, все… подтверждает, что он не простого
происхождения…».[11] Перед нами странное влечение к северу, очарованность и
вдохновленность им; именно там находится то, что нужно героям для счастья.
Продолжая анализ географического
местонахождения Лукоморья, нельзя не отметить растительный мир, изображенный
А.С. Пушкиным. В первую очередь, конечно
же, дуб—это тотемное дерево, известное
не только славянам, но и древним грекам.
Дуб – типичное европейское дерево. Не заходит севернее Вологды, Кирова и
Перми, на востоке доходит до Урала. Поднимается в горы Крыма и Кавказа.[5] Если
искать Лукоморье у Черного моря, то дубравы здесь –дело обычное и привычное. В
лесу дуб образует небольшую компактную крону, но на свободе раскидывает свои
ветви далеко в стороны, закрывая иногда, точно шатром, чуть ли не четверть
гектара. Живет 300-400 лет, некоторые деревья доживают даже до 1000 лет.[5] У
этого особенного дерева есть одна странность. Оно обожает свет, и «его побеги
меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения.
Поэтому ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы».[11] В российских
лесах растет дуб обыкновенный, или черешчатый. Он всегда выше всех деревьев,
так как не выносит тени и тянется к свету.
Осенью
последние дубы прощаются с листвой, когда все деревья голые, а дубы все еще
выставляют напоказ свои золотые украшения. Кажется, что дуб происходит из тех
мест, где много солнечного света и другой климат: здесь нет холодной и суровой
зимы, и здесь, в центральной России, ему просто приходится приспосабливаться к
суровой жизни, помня о своем «Солнечная» родина. Дуб, конечно, это особенное
дерево. Его особенность в том, что это не просто большой деревянный идол; он
жив, имеет память и, главное, терпеливое и доброе сердце, которое, увы, есть не
у каждого. Почему бы и нет? То же воспоминание об историческом северном родовом
доме заставляет перелетных птиц мигрировать из года в год, из века в век, но
все же возвращаться. То, что человек может забыть, мать-природа бережно хранит.
На территории, покрытой снегом и льдом Арктики, имеется огромное количество запасов
нефти и угля, и, как известно, это природные минералы растительного
происхождения, образованные из остатков растений и деревьев. Следовательно,
Гиперборея была покрыта густой растительностью и, конечно же, дубовыми лесами.
Климат здесь до мирового катаклизма был другим, и здесь рос даже «зеленый
виноград», что часто упоминается в русских народных песнях. В Лукоморье почти
все пространство покрыто лесом. Подтверждение этой гипотезы мы нашли у С.М.
Телегина: «После
завершения ледникового периода были эпохи значительного потепления, когда дубы
и липы росли у Полярного круга, на месте тундры был лес, а температура воды
в Белом море была такой же, как летом на берегу Рижского залив. Самый теплый
период охватывает 6-3 тысячелетия до н.э., когда устанавливается теплый влажный
климат с мягкими зимами. Европу от Средиземноморья до Скандинавии покрывают
широколиственные леса (дуб, липа, вяз), которые растут на 500 км севернее нынешнего расположения». Подобного
рода суждение о климате русского севера можно также найти и у М.В. Ломоносова: «…В северных краях
в древние веки великие жары бывали, где слонам родиться и размножаться и другим
животным, также и растениям».[4]
Можно
сделать вывод, что рельеф пушкинского Лукоморья представляет собой густо
лесистую местность. Лес является отличительной чертой этой чудодейственной
стороны. Но разве эта сторона не потеряна, а Гиперборею помнят?
Давайте вспомним, что мы знаем о гиперборейцах. Гиперборейцы почитали Солнце, за что многие древние народы, в том числе греки, всегда называли жителей Гипербореи солнечными фаворитами. Эта любовь небесного тела была унаследована всеми русскими людьми.
Ведь не случайно русский народ с языческих времен сохранил множество праздников, посвященных главному богу славян - Солнцу. Первый праздник в декабре, когда день перестает уменьшаться. Следующий - Масленица, когда в небе царит жаркое Ярило (весеннее солнце), самый большой - Иван Купала, когда водят хороводы и песни исполняются также в честь Солнца. Разве это не память о легендарной русской прародине - Гиперборее, где солнце особенно почиталось? Даже христианство не смогло искоренить эти языческие праздники из массовой памяти.
В результате перед нами во всей своей красе и великолепии предстает праматерь русского народа, историческая отчизна, сохранившаяся в памяти и сердце. «Там русский дух, там Русью пахнет», - восклицает поэт, и нет сомнений в том, что далекое и загадочное, и вместе с тем, родное и близкое Лукоморье имеет непосредственное отношение к России и русским. Но связано оно с далекой историей, которая в наше время покрыта тайной. Что известно нам о славянской предыстории, то, что она разделяется на периоды: мифологический, мифо-легендарный и легендарный, а собственно история славян разделяется на следующие периоды: легендарно-исторический и исторический.
Давайте вспомним, что мы знаем о гиперборейцах. Гиперборейцы почитали Солнце, за что многие древние народы, в том числе греки, всегда называли жителей Гипербореи солнечными фаворитами. Эта любовь небесного тела была унаследована всеми русскими людьми.
Ведь не случайно русский народ с языческих времен сохранил множество праздников, посвященных главному богу славян - Солнцу. Первый праздник в декабре, когда день перестает уменьшаться. Следующий - Масленица, когда в небе царит жаркое Ярило (весеннее солнце), самый большой - Иван Купала, когда водят хороводы и песни исполняются также в честь Солнца. Разве это не память о легендарной русской прародине - Гиперборее, где солнце особенно почиталось? Даже христианство не смогло искоренить эти языческие праздники из массовой памяти.
В результате перед нами во всей своей красе и великолепии предстает праматерь русского народа, историческая отчизна, сохранившаяся в памяти и сердце. «Там русский дух, там Русью пахнет», - восклицает поэт, и нет сомнений в том, что далекое и загадочное, и вместе с тем, родное и близкое Лукоморье имеет непосредственное отношение к России и русским. Но связано оно с далекой историей, которая в наше время покрыта тайной. Что известно нам о славянской предыстории, то, что она разделяется на периоды: мифологический, мифо-легендарный и легендарный, а собственно история славян разделяется на следующие периоды: легендарно-исторический и исторический.
Нас интересуют первые три из
вышеперечисленных; так как археология нам в поисках Лукоморья помочь не
может, а изображенная русским классиком картина представляет собой пейзаж
«допотопный», виденный человеком еще до мировых катаклизмов, изменивших мировой
климат и заставивших народы искать себе новые земли. Несомненно напрашивается
вывод, что все наши объекты исследования соотносимы с мифологическим
периодом.
Становится
очевидным, что Пушкинское Лукоморье не имеет точного и определенного
географического положения. Упоминая Лукоморье, А.С. Пушкин не задавал себе
вопрос: что такое Лукоморье в целом, но, скорее всего, он не знал о Гиперборее,
поскольку исследования в этой области относятся к более позднему периоду. Но,
тем не менее, этот объект, - сохранившийся в генетической памяти великого
русского поэта, - является легендарным прародиной Руси. Лукоморье и Гиперборея
у А.С. Пушкина - по сути одно и то же. Она является прародиной славян, любимой
и охраняемой. «Дела давно минувших веков», в шелесте дуба, в звуке морской
волны, в запахе густых ярких трав и цветов, в сердце каждого русского человека.
Эта благодать дарована русским среди всех славянских народов - бессмертное
ощущение прикосновения к прекрасному. Скорее всего, в этом бессмертном,
неподконтрольном уму чувстве, память сердца является секретом загадочной
русской души!
3. Употребление слова «Лукоморье» в мифологии, географии, культуре.
В этом разделе нашего исследования мы рассмотрим
использование слова «Лукоморье» в мифологии, литературе, географии и культуре.(Приложение
3)
Несомненно, в русской литературе широкую известность приобрели первые
строки поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб
зелёный…». Лукоморье русского классика
комментаторы его текстов локализовывали на Чёрном море, на Азовском.
«У Лукоморья дуб срубили…» —
пародия на стихи Пушкина, относящаяся к 1920-м — 1930-м года.
Тема северного сибирского Лукоморья с детства также
привлекала поэта Леонида Мартынова. Его интерес к Лукоморью вернулся в 1930-х
годах в связи с чтением исторических архивов и газетной работой. В годы войны
тема Лукоморья как коллективного образа России-родины была раскрыта поэтом в
ряде стихотворений и в статье «Лукоморье». В 1942
году в Омске вышла брошюра «Вперёд, за наше Лукоморье!»,
которая включала статью Л. Мартынова
«Лукоморье», а также многочисленные отклики на неё сибиряков-фронтовиков. В 1945
году вышел сборник стихов «Лукоморье», знаковый для поэта, с
одноимённым стихотворением (само стихотворение было впервые
опубликовано в «Новом мире» в 1944 году под заглавием
«Дивная страна»).
В
названии российских организаций также встречается слово «Лукоморье»:
Ø
«Лукоморье» —
театр-кабаре Всеволода Мейерхольда;
Ø
«Лукоморье» — парк отдыха в Уфе;
Ø
Детская картинная галерея «Лукоморье» в Барнауле.
Знаменитые
русские издания именуются:
Ø
«Лукоморье» — русский еженедельный
иллюстрированный литературно-художественный и сатирический журнал начала XX
века;
Ø
«Лукоморье» — краеведческий альманах
музея-усадьбы «Суйда»;
Ø
«У Лукоморья» — книга директора музея-заповедника «Михайловское»
С. С. Гейченко.
Изобразительное
искусство также посвящено Пушкинскому Лукоморью:
Ø
Рисунок Ивана Крамского «У
лукоморья дуб зелёный…» (тушь и белый карандаш);
Ø
На бульваре Пушкина в Донецке находится скульптурная композиция с
персонажами Лукоморья.
Лукоморье в музыке, театре и кино отражается:
Ø
Лукоморью посвящена сатирическая песня Владимира Высоцкого «Лукоморья больше нет» («Антисказка»), Лукоморье (2002,
Пролог-Мьюзик);
Ø
«У Лукоморья» — мюзикл композитора Ф. Б. Кольцова;
Ø
«Превращения в Лукоморье» — спектакль Тбилисского
русского драматического театра;
Ø
«Лопушок у Лукоморья» — музыкальный детский
спектакль на либретто Бориса Заходера;
Ø
«У Лукоморья» —
короткометражный советский фильм;
Ø
«Город
у Лукоморья» — российский документальный фильм режиссёра М. А. Масленникова.
Даже на
современном российском телевидении есть «Лукоморье» —
телевизионная программа
каналов РТР и «Культура».
Заключение
Когда мы
закончили наше исследование, мы обнаружили любопытные факты о том, что пушкинское
Лукоморье, олицетворяющее сказочную Россию, действительно существовало! Стало
очевидным, что у пушкинского Лукоморья не было точного и определенного
географического положения. Упоминая Лукоморье, А.С. Пушкин не задавал себе
вопрос: что такое Лукоморье в целом, но, скорее всего, он не знал о Гиперборее,
поскольку исследования в этой области относятся к более позднему периоду. Но
тем не менее в генетической памяти сохранился великий русский поэт -
легендарный прародина Руси. Лукоморье и Гиперборея у А.С. Пушкина – одно по
сути.
В ходе
нашего исследования были обнаружены четыре географических направления, в
которых земли Лукоморья описаны в работах А.С. Пушкин. Также в нашей работе мы
подробно проанализировали этимологию слова «Лукоморье»; выявлены и рассмотрены
случаи использования слова в мифологии, географии, культуре и литературе.
Литература
1. Аникин
В.П. Русская народная сказка. – М, 1977
2. Даль
В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М, 1956
3. Демин
Н.В. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. – М, 1997
4. Деревья
и кустарники СССР. Под ред. П.И.Ланина. – М, 1966
5. Пушкин
А.С. Избранное. – Смоленск, 2006
6. Русская
историческая повесть. – М, 1988
7. Телегин
С.М. Полярная традиция в русском фольклоре // Литература в школе. – 2007. – №1.
– с.13,10
8. Троицкий
В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов 19в. –
М, 1985
9. Чешко
Л.А. Словарь синонимов русского языка. – М,
1986
10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. –
М, 1995
Ресурсы интернета
13. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Комментариев нет:
Отправить комментарий